Предречевое развитие. Органы чувств. Ребенок с месяца до полугода.
Акушерство и гинекология Детские болезни Справочник родителям Лекарственные чаи Лечение соками Статьи
 Лечение заболеваний

Аденоиды  |  Алкоголизм  |  Аллергия  |  Ангина  |  Аневризма аорты  |  Анемии  |  Артрит (воспаление суставов)  |  Астма бронхиальная  |  Атеросклероз  |  Афты  |  Бельмо  |  Бессонница  |  Бешенство (водобоязнь)  |  Бронхит  |  Варикозное расширение вен на ногах  |  Водянка  |  Волос (водяной червяк)  |  Воспаление глаз  |  Воспаление печени  |  Гастрит (катар желудка)  |  Геморрой (почечуй)  |  Гемофилия (кровоточивость)  |  Герпес  |  Гипертония  |  Гипотония  |  Глаукома («желтая вода»)  |  Глисты  |  Головная боль  |  Головокружение  |  Грипп  |  Депрессия  |  Диабет сахарный  |  Дизентерия  |  Желтуха  |  Желчнокаменная болезнь  |  Задержка мочи  |  Запор  |  Зоб  |  Зубная боль  |  Изжога  |  Икота  |  Импотенция  |  Инфаркт миокарда  |  Истерия  |  Кардиосклероз  |  Кашель  |  Колит  |  Конъюнктивит  |  Кровотечения и кровоизлияния  |  Ларингит  |  Малокровие (анемия)  |  Малярия  |  Метеоризм  |  Мочекаменная (почечнокаменная) болезнь  |  Насморк  |  Невралгия  |  Неврастения  |  Недержание мочи  |  Обморок  |  Ожирение (тучность)  |  Опухоли  |  Ослабление зрения  |  Отит (воспаление среднего уха)  |  Отравления  |  Отрыжка  |  Отсутствие аппетита  |  Пневмония (воспаление легких)  |  Подагра  |  Понос  |  Почек воспаление  |  Приливы к голове  |  Прострел или люмбаго  |  Простуда  |  Радикулит  |  Раны и некоторые заболевания кожи  |  Рвота  |  Ревматизм  |  Сердечно-сосудистая недостаточность  |  Сердечно-сосудистые заболевания  |  Сибирская язва  |  Склероз  |  Столбняк  |  Стоматит  |  Тифы  |  Трахома  |  Трещина заднего прохода  |  Тромбофлебит  |  Туберкулез  |  Угри, угревая сыпь  |  Уремия  |  Холера  |  Холецистит  |  Царапины, раны, укусы, порезы  |  Цинга (скобут)  |  Цистит  |  Чума  |  Эпилепсия  |  Язва голени  |  Язвенная болезнь  |  Ячмень  |  Ящур  |  
загрузка...
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЯ

Предречевое развитие

Органы чувств

Издаваемые звуки. Вес голосовые реакции ребенка можно разделить на две группы: рефлекторные и социализированные звуки. Среди рефлекторных выделяют крик и звуки удовольствия.

При помощи электроакустического анализа ученые доказали, что крик ребенка представляет собой новую, качественно более высокую ступень но сравнению с криком новорожденных обезьян. Уже ко 2-му месяцу жизни крик ребенка начинает приобретать все новые и новые оттенки, а к 3 месяцам мать уже может определить, почему малыш кричит: голоден ли он, мокрый ли он или у него что-то болит. Во всех случаях крик имеет особенности. У здорового младенца интонационная окраска крика отчетливо выражена начиная с 3-го месяца жизни. У детей, перенесших родовую травму, асфиксию в родах и другие патологические состояния, интонационные особенности крика могут отсутствовать. Голос у этих детей тихий, монотонный. Нарушения в развитии интонационной окрашенности крика часто сочетаются с трудностями кормления. Малыш может плохо сосать, поперхиваться и захлебываться во время кормления, иногда молоко вытекает у него через нос. Такого малыша следует обязательно показать невропатологу.

В первые месяцы в крике ребенка преобладают гласноподобные звуки, имеющие некоторый носовой оттенок. Это звуки типа «э», <<ай>>- Иногда звуки напоминают согласные «г», «к», «н». Но, поскольку они рефлекторной природы, их не считают предшественниками фонем. И тем не менее, произнося эти звуки, малыш учится координировать работу дыхательной, фонаторной и артикуляционной мускулатуры. Развивается и обратная связь между артикулярными движениями н их слуховым восприятием.

Рекомендуем вам внимательно прислушиваться к крику ребенка. Характер крика имеет важное диагностическое значение. У здорового младенца 2-го месяца жизни крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выходом. Дети с поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем возникают расстройства речи, в первые месяцы могут не кричать. Или крик у них бывает пронзительным либо очень тихим. На выдохе ребенок всхлипывает или вскрикивает. Признаком неблагополучия является и значительный носовой оттенок голоса. Если у здорового младенца интонационные особенности крика формируются к 3 месяцам жизни, то при органическом поражении центральной нервной системы, например при детском церебральном параличе, крик остается однообразным, невыразительным.

В 2-3 месяца во время крика у здорового ребенка начинают усиливаться общие некоординированные движения рук и ног. Появляются и первые слезы. Кроме того, если в период новорожденности ребенок кричал только от холода, дискомфорта и боли, то с 2 месяцев он начинает возмущенно кричать, если мама прекращает общение или меняет положение его тела. С этого же возраста ребенок нередко кричит перед сном от перевозбуждения.

Звуки удовольствия, как мы говорили, также имеют рефлекторную природу. Обычно после кормления или после того, как вы переодели мокрого или грязного малыша, вы слышите звуки довольного кряхтения, удовлетворенного ворчания, гуканья, гуления или начального лепета. Среди них чаще всего встречаются передние гласные и задние согласные. В отличие от крика они не имеют носового оттенка. Специалисты считают, что речь развивается быстрее, когда слух стимулируется звуками удовольствия. Наибольшее значение среди них имеют гуление и лепет.

Стадия гуления охватывает первое полугодие жизни ребенка. Звуки гуления возникают на выдохе. Гуление — своеобразная тренировка речевого дыхания. Звуки гуления произносятся спонтанно, с открытым ртом. Репертуар их постепенно обогащается, как и интонации. Звуки гуления уже приближаются к стандартным фонемам.

В период гуления чисто рефлекторные звуки нередко переходят в социализированные. Малыш все чаще начинает использовать гуление для общения с окружающими. Он может гулить и оставаясь один в комнате. Но с вашим появлением гуленне усиливается. Постепенно малыш начинает произносить длинные цепочки звуков, как бы подражая самому себе.

Вначале гуление возникает в общем комплексе оживления, который сопровождает эмоциональное общение ребенка и взрослого.

В период так называемого истинного гуления движения ручек и ножек малыша постепенно притормаживаются, и он как бы сосредоточивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях. Это необходимая предпосылка для формирования основных механизмов речи и развития самоподражания — нового качественного приобретения в период доречевого развития.

У детей с поражением центральной нервной системы, в частности при детском церебральном параличе, развитие голосовых реакций нарушено. При тяжелых формах болезни руление не появляется вообще, при более легких — возникает в более поздние сроки. Звуки его однообразны, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются чрезмерно хаотичными движениями конечностей.

В первом полугодии жизни ребенка вас должны насторожить: отсутствие гуления. повышение мышечного тонуса языка, неправильное положение его в полости рта (он может отклоняться от средней линии), так называемый большой язык при полуоткрытом рте, появление его насильственных движений. Такого малыша нужно обязательно показать невропатологу, поскольку у него в дальнейшем могут возникнуть трудности с произношением звуков. Они связаны не только с недостаточностью речевых движений, но и со слабостью, неотчетливостью их ощущений. Ребенок может нечетко или искаженно воспринимать положение языка, губ, что сильно затрудняет развитие правильного произношения звуков. С малышом необходимо специально заниматься.

К 5-6 месяцам здоровый ребенок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков, таких, как «баа», «маа», а также язычных звуков «ттт» и «лаа». В это же время появляется и первый слог «ба» или «ма». Вначале он произносится однократно, очень редко и как будто случайно. Это начало развития лепета. Лепет — повторное произнесение слогов под контролем слуха. В лепете каждый звук артикулируется одновременно с выходом. Так ребенок тренирует координацию дыхания и артикуляции.

«Речь» младенца. Многие родители считают, что говорить ребенок начинает только в конце 1-го года жизни или еще позже, а раньше с ним бесполезно разговаривать, так как-он все равно ничего не понимает и не может ничему научиться. Это глубокое заблуждение. Мы уже говорили о том, что малыш от природы наделен удивительной способностью к речевому развитию. Голосовой аппарат новорожденного настроен на звучание той речи, которую ребенок слышит после рождения. Даже во время внутриутробного развития он способен выделять и запоминать речь матери, или часто звучащее стихотворение, или музыкальное произведение. Если мать регулярно читает вслух одно и то же стихотворение то, услышав его после рождения, малыш реагирует именно на это стихотворение, выделяя его из других. Это проявляется в изменении ритма сосания пустышки. Кроме того, в экспериментах показано, что младенец синхронизирует свою двигательную активность с ритмом осмысленной речи взрослого. А запись микродвижений голосового аппарата младенца повторяет аналогичную запись речи взрослого, причем такую синхронизацию можно обнаружить уже в первые дни жизни ребенка.

Таким образом, младенец сразу после рождения готов к восприятию звуков человеческой речи, настроен на осмысленную речь и имеет предпосылки к речевому развитию. Поэтому, если вы хотите чтобы ваш малыш успешно и вовремя овладел речью, создавайте условия, благоприятствующие такому развитию. Для каждого возраста они свои. Новорожденному достаточно слышать речь взрослого — обращайтесь к нему ио имени, нежно приговаривая и создавая атмосферу общения. В этом возрасте младенцу свойственно слуховое сосредоточение, в котором речь играет главенствующую роль.

В первом полугодии жизни ребенка ваша речь, обращенная к нему, будет вызывать у младенца максимальное внимание и радость по сравнению со всеми другими воздействиями — ведь это наиболее значимый признак того, что взрослый вступает в общение. Причем особую чувствительность малыш обнаруживает к «бэби-ток», специальной «детской речи». И это очень важный момент, так как именно преисполненная любви и нежности к ребенку мать невольно начинает говорить тонким, «сюсюкающим» голосом с характерными интонациями, пользуясь особыми словами. А это и есть именно то, что необходимо ребенку в первом полугодии жизни: такой язык выражает любовь, нежность, ласку к крошечному человеку.

Нередко педиатры настаивают на том, чтобы с ребенком ни в коем случае не «сюсюкали». Конечно, за неимением лучшего малыш будет реагировать и на обычную «взрослую» речь. Но можем ли мы быть уверены в том, что при этом ребенок получает все необходимое и не остаются нереализованными его возможности? Не связано ли невольное стремление матери общаться с младенцем своим особенным языком с тем сокровенным отношением, которое она испытывает к малышу? Не затрагивает ли оно те струны в раскрывающейся душе младенца, которые должны «прозвучать» именно в столь нежном возрасте?

Некоторые родители также считают, что «сюсюкать» с детьми нельзя. Часто, особенно в молодых семьях, возникают конфликты между мамой, сторонницей «передовых» взглядов на воспитание детей, и бабушкой, «сюсюкающей» с внучонком. Поэтому мы еще раз обращаем внимание этих мам на особую настроенность младенцев на «бэби-ток». Иногда молодой матери трудно общаться с малышом, ей не удается выразить свои чувства к нему «взрослым» языком, а «бэби-ток» ей чужд. Обычно подобные трудности возникают у женщин, которые сами были лишены такого общения в 1-й год жизни — по каким-то причинам их матери не могли открыто и раскованно выразить свою любовь к ним.

«Бэби-ток» биологически необходим для развития общения и речи. Поэтому не стесняйтесь «сюсюкать» с малышом, делайте это эмоционально и раскованно. В первом полугодии жизни у младенца возникают первые привязанности, он учится открыто и полно выражать свои чувства... но только в том случае, если и вы не стесняетесь проявлений своей любви. Вероятно, эта способность сформируется и позже, но вряд ли стоит упускать возможность незаметно развить ее. Может получиться и так, что в более старшем возрасте для этого потребуются специальные усилия.

Хотя в первом полугодии жизни ребенок еще не овладевает элементами речи, у него интенсивно формируется речевой слух. Малышу необходимо слышать речь взрослого. Однако не просто разговоры людей между собой, а речь, обращенную именно к нему, ребенку. Только в этом случае она будет благотворно влиять на развитие малыша. И напротив, если живое человеческое общение заменить включенным радиоприемником или телевизором, у ребенка быстро угаснет интерес к речи. Помните также, что речь развивается прежде всего как средство общения. Она нужна ребенку именно для этого. И, чтобы малыш заговорил в срок, нужно правильно и своевременно организовать само общение с ним. Если с 4-5-месячным малышом много разговаривать, он очень быстро начинает произносить все более и более сложные звуковые сочетания. Понаблюдайте за ребенком. Когда вы говорите с ним, он внимательно вглядывается в ваше лицо и, как только возникает пауза в вашем речевом потоке, начинает издавать звуки — «отвечать» вам. Главное условие, для того чтобы малыш «заговорил»,— эмоциональное, теплое общение с ним. В процессе такого общения ребенок учится различать голоса на слух. К 6 месяцам он может радостно «рассказать» вам, что общается с хорошо знакомым ему человеком. Если вы войдете в комнату так, что ' малыш вас не будет видеть, и заговорите с ним, он заулыбается. А если услышит голос незнакомого человека, то может и раскричаться. Привязанность к взрослому заставляет ребенка подражать ему. Многие малыши с удовольствием слушают сказки, стишки, потеш-ки, звукоподражания. Занимаясь с малышом, вы скоро заметите, что он старается повторять наиболее простые выразительные слова. Поощряйте его инициативу, хвалите за вокализации и звукоподражания — его вклад в игру. Малыш несомненно воодушевится, а его интерес к речи возрастет.

Можно заниматься с младенцем и по-иному. Мать наклоняется над ребенком, ласково улыбается и произносит через определенные интервалы одни и те же протяжные звуки, побуждая малыша ответить ей. Затем она учит малыша прислушиваться к голосу и подражать ей, повторяя^ звуки, а позже и звукосочетания.

Чтобы помочь малышу «разговориться», относитесь к нему — напомним еще раз — как к личности. И разговаривайте с ним как можно больше. Например, во время ухода за ним, раздевая и одевая его, называйте предметы одежды. При купании обязательно рассказывайте ему, что вот сейчас вы моете пальчик, или личико, или ножку и т. д. И называйте каждый предмет, который берете в руки.

Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. И не забывайте о том, что он — ваш собеседник, а ваш «разговор» — обязательно диалог. Игру выбирайте в соответствии с настроением младенца. Если у него хорошее самочувствие и активное поведение, ему нравятся более подвижные и веселые игры-тормошения типа «Идет коза рогатая». Если же младенец вял, утомлен — игра допжна быть тихой. Ласково поглаживайте ребенка, целуйте его, негромко пойте протяжную песню. Именно при общении, подходящем к настроению, малыш охотно начинает «разговаривать».



Вы хотите иметь ребенка
Вы ждете ребенка
Болезни матери
Роды
После родов
Ребенок
Ребенок от недели до месяца
Ребенок с месяца до полугода
Ребенок от шести месяцев до года
Ребенок от года до трех

Как используют лабазник вязолистный
Это многолетняя трава, цветы во время цветения, корневища осенью выкапывают вместе с надземной частью. Содержит он фенольные гликозиды, гаультерин, из которого при гидролизе отщепляются метиловый салицитат и гликозид спереин. Наземные части и подземные содержат значительные КОЛИЧЕства танинов, флавоноидов и др. Цветки лабазника содержат салициловый альдегид и...

Картофельную воду пей, камни одолей
Существует известный многим рецепт очищения желчного пузыря от камней с помощью оливкового масла и лимона. А как быть тем, кто не может пить оливковое масло и есть лимон? Ближе к вечеру нужно взять 1 кг крупной картошки, помыть и варить в мундире в 6 л воды под крышкой. Когда вода закипит, поставить на медленный огонь на часа. Посолить, размять...

Шерстяной платок от боли в почках
Боль в пояснице, когда трудно разогнуться, говорит о больных почках. Запомните: почки любят тепло. Разотрите с вечера поясницу водкой, завяжите на ночь шерстяным платком - и к утру боль пройдет. Хорошо носить шерстяной платок на пояснице несколько дней подряд, не снимая его. Еще лучше помогает пояс из собачьей или верблюжьей шерсти. Вообще изделия из шерсти собак...

Пейте пиво от нарыва
Мы привыкли считать, что пиво - это алкоголь, а значит, зло. Хотя на самом деле пиво входит в состав многих народных рецептов. Свое слово в защиту пива хочу сказать и я, так как знаю отличное средство от нарывов и фурункулов. Нужно приготовить такое лекарство: с вечера смешать 100 г дрожжей с 0,5 л пива в просторной посуде, так как смесь будет сильно бродит...

Болезнь о которой мало кто знает
Есть болезнь прямой кишки, называется - проктит - это воспаление слизистой оболочки прямой кишки. Многие больные, да есть и врачи подразумевают как геморрой, и вот уже научились стругать картошку, толщиной в палец и вставляют в задний анальный проход, надеясь вылечить, но кишка воспаляется, отекает и при прохождении кала при испражнении выходит наружу. Подразуме...

Откуда приходит простуда
ВИРУСЫ Холод, промозглость и слякоть приносят в нашу жизнь тоскливое настроение и бесконечные простуды. Чуть меньше солнца, чуть больше сырости плюс промокшие ноги - и вот уже подскочила температура, в голове вязкий туман, а нос отказывается дышать. Загрипповал - скажут родные, ОРЗ - скажет участковый врач и пропишет лечение, завершив осмотр веселой поговоркой ...

Коклюш и изжога
Есть простой, но довольно эффективный рецепт, который поможет справиться с этим неприятным явлением. Итак, когда зацветет рожь, надо собрать горсть ее цвета и сразу же все съесть. Вкус у ржи неплохой, единственный - минус — немного будет щекотать во рту. Вот и все лечение. Я воспользовалась этим рецептом всего лишь один раз, и вот уже больше 23 лет не зн...

Если в доме гриппуют
ЧИСТОТА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ Комнату, где находится больной, проветривайте, как минимум, трижды в сутки по 20-30 минут. Ведь когда заболевший разговаривает, кашляет или чихает, в воздух выбрасывается множество патогенных вирусов. Частое проветривание уменьшает концентрацию этих патогенов почти на 90 процентов! Хорошо бы разбрызгивать в комнате ароматические масла. Н...

Лучшие средства от бородавок
Есть известный в народе способ. Нужно взять чеснок и зеленое яблоко, лучше кислое. Разрезать на дольки и смазывать бородавку поочередно то чесноком, то яблоком, снова чесноком и снова яблоком, И так по 5-6 раз в течение дня. Спустя 2-3 дня вы заметите, что бородавка начнет уменьшаться. Таким же способом можно лечить и натоптыши на ногах, и твердые мозоли. Если ...

Варикозное расширение вен - как вылечится
В Киевской Руси лечили варикоз, прикладывая лист лопуха большого лицевой стороной к вздутиям и фиксировали его — на сутки. Сегодня народные доктора советуют вымочить 3 часа большой капустный лист в оливковом масле, окропить яблочным уксусом и посыпать пищевой содой. Приложить к вздутиям на ночь, наложить повязку. Курс — 1 месяц, Полезны компрессы: — из мяк...

Поиск и сбор лекарственных растений
Городские жители практически не имеют возможности ознакомиться с лекарственными растениями в природных условиях. Для этой цели можно использовать гербарии или рисунки с соответствующими ботаническими описаниями. Однако недостаточно знать, как найти и определить по внешнему виду лекарственные растения. Необходимо знать оптимальные календарные сроки их сб...

 Детские болезни
Ангина
Инфекционное заболевание, характеризующееся острым воспалительным процессом, в первую очередь в области миндалин. Встречается в основном у детей старше года. Различают катаральную, фолликулярную и лакунарную ангины. Катаральная ангина начинается с того, что реб...
загрузка...
Диатез экссудативный
При этом состоянии отмечается повышенная раздражительность кожи и слизистых оболочек. Как правило, это сочетается с пониженной сопротивляемостью кожи к проникновению микробов. Экссудативный диатез чаще бывает в 2—3-месячном возрасте ребенка, но наиболее сильно прояв...
Пневмония
Воспаление легких — наиболее тяжелое заболевание дыхательной системы. Чаще всего пневмония возникает вслед за острым респираторным заболеванием или как осложнение при инфекционных болезнях. При появлении даже незначительного насморка в дыхательных путях скапливается ...
Бронхит
Чаще им заболевают дети с хроническим воспалением миндалин. Начинается бронхит обычно с сухого кашля, который через 2—3 дня становится более влажным. Может повыситься температура, иногда у маленьких детей вокруг рта синеет кожа. До прихода врача ребенка укладывают ...
Колиэнтерит
У ребенка возник острый понос, появилась рвота, немного повысилась температура, т. е. заболевание как будто ничем не отличается от диспепсии или расстройства желудка, но врач определяет: колиэнтерит. Источником распространения инфекции является больной ребенок. Зара...
  |  Cок огородной капусты  |  Бурая водоросль (ламинария)  |  Картофельный сок  |  Огуречный сок  |  Свекольный сок  |  Смесь соков моркови, свеклы и кокосового ореха  |  Смесь соков моркови, свеклы и огурцов  |  Сок брюссельской капусты  |  Сок водяного кресса (жеруха)  |  Сок земляной груши (артишок)  |  Сок капусты  |  Сок кислой капусты  |  Сок листьев горчицы  |  Сок лука  |  Сок лука - порея  |  Сок люцерны  |  Сок одуваничка  |  Сок пастернака посевного  |  Сок перца (зеленого)  |  Сок петрушки  |  Сок плода дынного дерева  |  Сок ревеня  |  Сок редиски  |  Сок репы  |  Сок салата (латука)  |  Сок салата ромэн  |  Сок сельдерея  |  Сок спаржи  |  Сок стручковой фасоли  |  Сок сырой моркови  |  Сок фенхеля - сладкого укропа  |  Сок хрена  |  Сок цикория - эндивия  |  Сырой калиевый суп  |  Томатный сок  |  Чесночный сок  |  Шпинатный сок  |  Щавелевая кислота  |  Щавелевый сок  |  
Rambler's Top100

Nar-lekar.ru дает почерпнутые из многочисленных источников советы, рекомендации и рецепты препаратов, которые представлены - для удобства пользования - по основным заболеваниям. Технологию приготовления лечебных средств из дикорастущих, садовых и огородных растений, продуктов питания, соков, лекарственных чаев другого имеющегося под рукой сырья. Nar-lekar.ru не претендует на исчерпывающую информацию и полноту того ценного опыта, что был накоплен народной медициной в течение многих столетий. Его цель - помочь больным поправить здоровье, а тем, кто не нуждается в лечении, поддерживать хорошую физическую форму, работоспособность, душевное равновесие, хорошее здоровье и настроение.

Публикации на сайте не должны приниматься, как рекомендации пациентам по самостоятельному лечению и диагностированию каких-либо болезней.
При перепечатке материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна. (C) 2010 All Rights Reserved