Зрение. Органы чувств. Ребенок от шести месяцев до года.
Акушерство и гинекология Детские болезни Справочник родителям Лекарственные чаи Лечение соками Статьи
 Лечение заболеваний

Аденоиды  |  Алкоголизм  |  Аллергия  |  Ангина  |  Аневризма аорты  |  Анемии  |  Артрит (воспаление суставов)  |  Астма бронхиальная  |  Атеросклероз  |  Афты  |  Бельмо  |  Бессонница  |  Бешенство (водобоязнь)  |  Бронхит  |  Варикозное расширение вен на ногах  |  Водянка  |  Волос (водяной червяк)  |  Воспаление глаз  |  Воспаление печени  |  Гастрит (катар желудка)  |  Геморрой (почечуй)  |  Гемофилия (кровоточивость)  |  Герпес  |  Гипертония  |  Гипотония  |  Глаукома («желтая вода»)  |  Глисты  |  Головная боль  |  Головокружение  |  Грипп  |  Депрессия  |  Диабет сахарный  |  Дизентерия  |  Желтуха  |  Желчнокаменная болезнь  |  Задержка мочи  |  Запор  |  Зоб  |  Зубная боль  |  Изжога  |  Икота  |  Импотенция  |  Инфаркт миокарда  |  Истерия  |  Кардиосклероз  |  Кашель  |  Колит  |  Конъюнктивит  |  Кровотечения и кровоизлияния  |  Ларингит  |  Малокровие (анемия)  |  Малярия  |  Метеоризм  |  Мочекаменная (почечнокаменная) болезнь  |  Насморк  |  Невралгия  |  Неврастения  |  Недержание мочи  |  Обморок  |  Ожирение (тучность)  |  Опухоли  |  Ослабление зрения  |  Отит (воспаление среднего уха)  |  Отравления  |  Отрыжка  |  Отсутствие аппетита  |  Пневмония (воспаление легких)  |  Подагра  |  Понос  |  Почек воспаление  |  Приливы к голове  |  Прострел или люмбаго  |  Простуда  |  Радикулит  |  Раны и некоторые заболевания кожи  |  Рвота  |  Ревматизм  |  Сердечно-сосудистая недостаточность  |  Сердечно-сосудистые заболевания  |  Сибирская язва  |  Склероз  |  Столбняк  |  Стоматит  |  Тифы  |  Трахома  |  Трещина заднего прохода  |  Тромбофлебит  |  Туберкулез  |  Угри, угревая сыпь  |  Уремия  |  Холера  |  Холецистит  |  Царапины, раны, укусы, порезы  |  Цинга (скобут)  |  Цистит  |  Чума  |  Эпилепсия  |  Язва голени  |  Язвенная болезнь  |  Ячмень  |  Ящур  |  
загрузка...
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЯ

Зрение

Органы чувств

В первые недели жизни малыш большую часть времени спит. Но только кажется, что он открывает глаза исключительно для того, чтобы потребовать еды или «заявить» о том, что он мокрый или грязный. Нет. Уже на 2-й неделе после его рождения мама может заметить своего кроху лежащим молча с открытыми глазами. Может быть, он знакомится с миром? Наверное, так и есть. И в эти пока короткие промежутки бодрствования нужно помогать малышу узнавать окружающее. Прежде всего — учить его рассматривать предметы. Ему это отнюдь не легко, потому что в первые дни ребенок не может фиксировать взор на неподвижном предмете. Более того, невыразительный предмет вообще не задерживает его внимания. Но если на расстоянии 50 см от его лица подвесить яркую игрушку, и не только подвесить, но и медленно передвигать в поле зрения ребенка, то уже на 10-й день он может некоторое время следить за ней. В конце 2-й недели игрушку можно периодически останавливать, ч,тобы малыш учился задерживать на ней взгляд. При этом важно, чтобы он привыкал смотреть обоими глазами. Дело в том, что движения глазных яблок у ребенка в первые недели жизни некоординированы или координированы недостаточно, толчкообразны. Мам часто беспокоит косоглазие ребенка. Они приходят в ужас, когда видят, как одмб глаз малыша двигается, а другой остается на месте. Или двигаются оба глаза, но только в разные стороны — обычно к носу. Беспокоиться не нужно. Чаще всего это преходящее косоглазие, которое исчезает с развитием умения смотреть обоими глазами одновременно. Для того чтобы помочь ребенку научиться управлять глазами, игрушку перемещают не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости, то приближая ее к глазам малыша, то удаляя. В месячном возрасте младенец уже может сосредоточить взгляд на неподвижном предмете и следить за его перемещениями. Движения глазных яблок становятся плавными.

У некоторых детей обнаруживается не периодически возникающее, а постоянное косоглазие, что рассматривается как патологический симптом. Так же расценивается и расходящееся косоглазие, даже если оно выражено нерезко.

Иногда у детей глаза могут сами по себе двигаться вниз. Это происходит и при быстром изменении положения тела ребенка из вертикального в горизонтальное. Веки у него, не успевают опуститься вслед за движением глаз, и остаются видны полоски склер. Спустя несколько секунд глаза вновь выглядят нормально. Это явление называют «симптомом заходящего солнца». Его считают физиологическим для недоношенных младенцев и патологическим — для доношенных. Так выражаются, в частности, энцефалопатия, вызванная интоксикацией «непрямым» билирубином, и повышенное внутричерепное давление.

Из нарушений зрения (кроме косоглазия) у новорожденных иногда обнаруживается близорукость. Причиной снижения остроты зрения может быть поражение глазного яблока, зрительного анализатора. Нередко детям ставят диагноз «неврит зрительного нерва». Зрение при этом может быть снижено на один или оба глаза. Этот диагноз должен быть подтвержден исследованием глазного дна. Возрасту — он уже будет поворачивать голову и глаза в поисках звучащего предмета.

Нарушения слуха у новорожденных можно определить уже на 1-м месяце жизни. У малыша отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки. Этот рефлекс проявляется во вздрагивании и зажмуривании глаз. Если нормально слышащий ребенок в возрасте 10-14 дней замолкает во время плача, когда слышит голос взрослого, то младенец с дефектом слуха продолжает плакать. Не формируется у него и зрительно-слуховая ориентация в пространстве: малыш не поворачивает голову на звук.

Некоторые дефекты слуха наследственно обусловлены. Они могут сочетаться с нарушением зрения, интеллекта, болезнями почек, костно-мышечной системы, кожи. Нередко такие дефекты слуха прогрессируют.

Причиной нарушения слуха может служить и гемолитическая болезнь новорожденных из-за резус- и групповой несовместимости крови матери и ребенка. Считается, что слуховые нервы чрезвычайно чувствительны к билирубиновой интоксикации.

Чаще нарушения слуха встречаются у недоношенных новорожденных, особенно при несовместимости крови матери и плода, при наличии дефектов слуха в родословной этих детей, при пороках развития нервной системы и различных органов.

Нарушения слуха могут возникать и вследствие приема лекарств ототоксического действия.

Зрение

Органы чувств

Со 2-го по 6-й месяц жизни зрение ребенка развивается и совершенствуется. Приобретения периода новорожденное™, когда младенец мог недолго следить за движущимися предметами и на короткое время сосредоточивать взгляд на неподвижном объекте, закрепляются. И малыш все активнее знакомится с окружающим миром — дольше задерживает взор на ярких предметах. Все чаще смотрит в лицо матери и ее глаза, особенно когда та разговаривает с ним. Улыбается, видя ее, улыбается в ответ на улыбку матери. Как вы узнаете из этой главы, зрительный контакт матери и ребенка необходим для их эмоционального общения, нормального психического развития ребенка.

Однако при некоторых отклонениях в развитии, в частности при раннем детском аутизме, младенец не смотрит в глаза взрослому, не улыбается, выражает недовольство и даже оказывает сопротивление близким, когда те берут его на руки и прижимают к себе. Признаки болезни могут проявиться очень рано. А потому такое необычное поведение малыша должно насторожить родителей. Ребенка нужно как можно раньше показать психоневропатологу.

В 2-3 месяца младенец начинает распознавать некоторые предметы окружения, и прежде всего бутылочки с молоком, соски. С этого же времени зрительное восприятие становится одной из самых активных психических функций: когда малыш не спит, он постоянно что-то рассматривает. Его внимание начинают привлекать и менее яркие предметы, находящиеся не только прямо перед ним, но и сбоку от него — например, картина, настенные часы. На этом возрастном этапе появляется новая психическая реакция, непосредственно связанная со зрительным восприятием,— малыш как бы ищет, на что стоит посмотреть, переводя глаза и поворачивая головку до тех пор, пока не найдет какой-либо предмет, достойный внимания. С каждым месяцем возрастает продолжительность зрительного сосредоточения. Так, 3-месячный младенец может рассматривать что-либо в течение 7-10 минут.

С 4-го месяца у ребенка развивается так называемое исследовательское зрительное поведение: во время бодрствования малыш активно рассматривает окружающие его предметы, а к 5 месяцам у него начинает формироваться важнейшая интегративная функция — зрительно-моторная координация — ребенок тянется к близко расположенному предмету, контролируя движение руки взглядом. Вначале движения малыша неловки и неуверенны, однако к 6 месяцам ребенок достаточно точно захватывает предмет. К этому же возрасту быстро развиваются зрительно-тактильные связи. Что это означает? С какого-то момента вы начинаете замечать, что малыш тянет в рот предмет, зажатый в руке. Не старайтесь его остановить. Формирование такой трехзвенной связи — основа для развития ма-нипулятивной и игровой деятельности.

В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развивается ощущение цвета: после 2 месяцев он уже различает контрастные цвета, а к 6 месяцам — распознает от четырех до пяти цветов. Предполагают, что существует такая последовательность в развитии цветоощущения: сначала малыш выделяет желтый, затем синий, красный и зеленый цвета. Это важно учитывать при воспитании ребенка. Например, стоит предлагать ему для рассматривания игрушки того цвета, который он способен распознать. Во время таких занятий вы можете сделать небольшие открытия: узнаете, к примеру, что ваш малыш уже имеет цветовой «вкус» — предпочитает одни цвета другим. Индивидуальные особенности в цветоощущении проявляются у некоторых младенцев довольно рано.

Остроту зрения у грудного ребенка ориентировочно оценивают по его общей реакции на свет, реакции зрачков на свет и реакции на окружающие предметы. Кроме того, путем наблюдения можно определить, с какого расстояния он узнает мать, видит предметы, следит за ними и пытается их схватить. Для объективной оценки зрения врач использует метод зрительных вызванных потенциалов.

Снижение остроты зрения у ребенка раннего возраста может быть вызвано кровоизлияниями в сетчатку глаза в результате гипоксии или родовой травмы, а также при врожденной или вторичной атрофии зрительных нервов, врожденной катаракте и других болезнях глаз.

Совершенствование умения останавливать взгляд на предметах и следить за ними, формирование зрительно-моторной координации зависят не только от остроты зрения ребенка, но и от общего уровня его психомоторного развития. Поэтому при различных болезнях нервной системы, протекающих с задержкой психического развития или умственной отсталостью, фиксация взгляда, слежение за предметом, активный поиск объекта для разглядывания, зрительно-моторная координация могут не обнаруживаться.

Нарушение интегративной деятельности, в частности отсутствие к концу первого полугодия жизни зрительно-моторно-тактиль-ной координации, должно насторожить родителей. Такого малыша нужно обязательно показать психоневрологу.

Зрение

Органы чувств

Во втором полугодии жизни зрительное восприятие детей продолжает совершенствоваться. Малыш хорошо фиксирует взор и следит за движением предмета во всех направлениях.

Но в этом возрасте у детей более отчетливо выявляются и различные дефекты зрения, а также косоглазие, связанное с нарушением функции глазодвигательных мышц. При косоглазии подвижность глаза ограничена в одном или нескольких направлениях. Если в период новорожденности и первые месяцы жизни сходящееся косоглазие может быть физиологическим, то во втором полугодии оно уже имеет патологический характер, особенно если это расходящееся косоглазие. Сходящееся косоглазие обусловлено нарушениями функции отводящего нерва. Расходящееся косоглазие встречается реже, чем сходящееся, оно чаще бывает односторонним и иногда сопровождается опущенным веком на этой же стороне (птоз).

Косоглазие может быть обусловлено различными врожденными и приобретенными заболеваниями центральной нервной системы. Ребенок с косоглазием нуждается в консультации невропатолога и окулиста.

У детей раннего возраста кроме косоглазия наиболее часто встречается врожденная близорукость, которая нередко имеет наследственный характер. Причинами дефектов зрения у ребенка могут быть различные инфекции и интоксикации матери во время беременности, в частности, употребление ею алкоголя, а также родовые травмы. Дефекты зрения могут наблюдаться у глубоко недоношенных детей — ретролентальная фибронлазия нередко проявляется в этом возрасте.

Все дети с подозрением на заболевание глаз должны быть как можно раньше обследованы квалифицированными специалистами. При выявлении дефекта зрения они нуждаются не только в лечении, но и в специальных коррекционных занятиях, которые нужно начинать сразу же после установления диагноза.

Для этого родителям нужно наладить эмоциональный контакт с ребенком и всячески его поддерживать. Обогащайте чувственный опыт ребенка: поглаживайте его, меняйте положение его тела, проводите пассивно-активные упражнения с ножками и ручками, привлекая внимание младенца к возникающим при этом ощущениям и сопровождая упражнения речью, пением, музыкой. Чаще берите малыша на руки и разговаривайте с ним. Таким образом он будет постепенно узнавать окружающих по голосу, по шагам, по прикосновениям к нему.

Помните, что дефекты психического развития, связанные со слепотой, могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций других анализаторов — здоровых. Особо важное значение при воспитании слепого ребенка имеет развитие активного осязания. Вкладывайте ему в ручки всевозможные предметы, имеющие различную форму и поверхность, учите их ощупывать, рассказывайте о назначении предметов, иллюстрируя свой рассказ действием.

Детям с серьезными нарушениями зрения очень трудно ориентироваться в пространстве, действовать с предметами. Поэтому взрослые должны их учить передвижениям сначала в пределах кровати или манежа, а затем — комнаты и квартиры, показывать, как нужно манипулировать предметами, играть в игрушки. Ребятишкам особенно полезны звучащие игрушки, а также предметы с хорошо воспринимаемой на ощупь фактурой.

Совершенно необходимы для детей с дефектами зрения и специальные занятия для умственного и речевого развития, воспитания движений и ощущений пальцев рук. Особенно важно раннее речевое развитие, так как оно напрямую связано с интеллектом ребенка.



Вы хотите иметь ребенка
Вы ждете ребенка
Болезни матери
Роды
После родов
Ребенок
Ребенок от недели до месяца
Ребенок с месяца до полугода
Ребенок от шести месяцев до года
Ребенок от года до трех

Как похудеть к отпуску?
Такой вопрос с началом лета задают себе многие из нас. Ответ на него краток и прост: только с помощью диеты! Это очень вкусная семидневная диета, которой совсем нетрудно придерживаться несколько раз в месяц. Особенно хорошо специальную диету использовать летом, ведь это время года изобилует всевозможными фруктами и овощами. Итак, выберите для себя те овощи ...

Пусть ребенок ваш поет - заикание пройдет!
Я преподавала в 7 классе немецкий язык. Одна девочка сильно заикалась, поэтому отвечать урок я ее всегда оставляла после занятий, чтобы она не стеснялась. Однажды мы готовились к внеклассному мероприятию. Девочки пели песни. И вдруг оказалось, что эта девочка тоже прекрасно поет, совсем не заикаясь при этом. Тогда я предложила ей петь во время ответа на...

Без простаты проживешь коль каштаны пожуешь
Мой племянник вернулся из армии совсем больной: и почки застужены, болят, и сердце барахлит, да еще обнаружили аденому простаты (это в двадцать-то лет!). Говорит, что "хлебнул сладкого до слез». В городке, в казармах - ни света, ни тепла. Удивляется, как еще офицеры семьи свои туда привозили. Питались чем попало. Макароны за праздник были. Летом еще ничего, ...

Диабетическая стопа
Это осложнение диабета, причиной которого является нарушение функции периферических и вегетативных нервов стопы. При этом больные перестают ощущать боль при различных повреждениях стопы, так как теряется ее болевая и температурная чувствительность. Трофические язвы появляются на пальцах и подошве, чаще всего на месте мозолей. При воспалении образуется гной, кото...

Артрит лечится трудно, но...
Врачи обычно прописывают болеутоляющие и противовоспалительные лекарства, по может помочь и свежий имбирь. Добавляйте в еду 60 г (3 ст. ложки в день) тертых корневищ этого растения, Обычно боль исчезает очень быстро, так как имбирь содержит биологически активные вещества, помогающие справиться с воспалением суставов. Кстати, 2-3 зубчика чеснока в день помог...

Шепот на ушиб
Шептать 3,5 или 7 раз на ушибленное место: «Ушиб летел, летел, да и сел, но не на то место. Ну что ж, посидел, да далее к себе полетел. Аминь». После каждого прочтения крестить ушиб и говорить вслух: «Да будет так», представляя при этом, как с этого места нечто «улетает» наподобие зеленой мясной мухи. Такие манипуляции проводить через каждые 2-3 часа, а в п...

Поиск и сбор лекарственных растений
Городские жители практически не имеют возможности ознакомиться с лекарственными растениями в природных условиях. Для этой цели можно использовать гербарии или рисунки с соответствующими ботаническими описаниями. Однако недостаточно знать, как найти и определить по внешнему виду лекарственные растения. Необходимо знать оптимальные календарные сроки их сб...

Детский ревматизм
Ежели малыш жалуется на боли в суставах и ему поставлен диагноз -ревматизм, то, наряду с назначениями врача, следует сделать матрасик из майского сена. Сшить мешок, набить его сеном и положить в кроватку. Если ребенок подвержен так называемой сенной лихорадке, майское сено следует заменить соломой овса, засушенной еще зеленой. Детишкам с врожденными вывихам...

Здоровье принесет овес
Овес посевной относится к семейству злаковых, Это однолетнее травянистое растение высотой 60-100 сантиметров, стебель прямой, листья длинные, шероховатые. Мелкие зеленые цветки в колосках образуют раскидистую метелку. Плод — удлиненная зерновка с желобком. Цветет овес в мае-июне. Плоды созревают в августе. Овес — настоящий природный целитель, ведь с лечебно...

Простудились? Нарисуйте сетку.
Уже много лет бронхиты, трахеиты, пневмонии и другие респираторные заболевания я лечу йодной сеткой. На палочку надо накрутить ватный тампон, смочить его 5-процентной спиртовой настойкой йода и нарисовать на коже спины или груди полосы. Этим способом пользуются многие, обычно рисуют клетку беспорядочно: просто перекрещивающиеся полоски. А у меня есть свои с...

Хроническая головная боль
При хронической головной боли нужно прежде, всего проверить глаза, желудок, почки, печень и синусные пазухи. Существует несколько типов хронической головной боли. Некоторые связаны с хроническими заболеваниями, такими, как, например, почечная болезнь. Некоторые известны, как психогенная головная боль; в этом случае причина и отрицательных эмоциях —страх, ненавис...

 Детские болезни
Пневмония
Воспаление легких — наиболее тяжелое заболевание дыхательной системы. Чаще всего пневмония возникает вслед за острым респираторным заболеванием или как осложнение при инфекционных болезнях. При появлении даже незначительного насморка в дыхательных путях скапливается ...
загрузка...
Бронхиальная астма
Тяжелое заболевание, сопровождающееся затрудненным дыханием из-за сужения просвета мелких бронхов с одновременным отеком их слизистой оболочки под влиянием определенных веществ. Бронхиальная астма чаще всего встречается у детей более старшего возраста. Однако ею ...
Ангина
Инфекционное заболевание, характеризующееся острым воспалительным процессом, в первую очередь в области миндалин. Встречается в основном у детей старше года. Различают катаральную, фолликулярную и лакунарную ангины. Катаральная ангина начинается с того, что реб...
Грыжа паховая
У детей паховая грыжа является врожденной, самопроизвольно исчезает исключительно редко, поэтому таких больных оперируют в плановом порядке в возрасте после 6 месяцев. До операции существует опасность ущемления которая увеличивается с введением прикорма, перевод на ...
Грыжа пупочная
Беспокойство новорожденного ребенка (чаще всего вызванное скоплением газов в кишечнике) иногда объясняют пупочной грыжей. Обычно небольшое выпячивание в области пупка возникает у новорожденных детей из-за слабости брюшной стенки и не причиняет ребенку больших неприя...
  |  Cок огородной капусты  |  Бурая водоросль (ламинария)  |  Картофельный сок  |  Огуречный сок  |  Свекольный сок  |  Смесь соков моркови, свеклы и кокосового ореха  |  Смесь соков моркови, свеклы и огурцов  |  Сок брюссельской капусты  |  Сок водяного кресса (жеруха)  |  Сок земляной груши (артишок)  |  Сок капусты  |  Сок кислой капусты  |  Сок листьев горчицы  |  Сок лука  |  Сок лука - порея  |  Сок люцерны  |  Сок одуваничка  |  Сок пастернака посевного  |  Сок перца (зеленого)  |  Сок петрушки  |  Сок плода дынного дерева  |  Сок ревеня  |  Сок редиски  |  Сок репы  |  Сок салата (латука)  |  Сок салата ромэн  |  Сок сельдерея  |  Сок спаржи  |  Сок стручковой фасоли  |  Сок сырой моркови  |  Сок фенхеля - сладкого укропа  |  Сок хрена  |  Сок цикория - эндивия  |  Сырой калиевый суп  |  Томатный сок  |  Чесночный сок  |  Шпинатный сок  |  Щавелевая кислота  |  Щавелевый сок  |  
Rambler's Top100

Nar-lekar.ru дает почерпнутые из многочисленных источников советы, рекомендации и рецепты препаратов, которые представлены - для удобства пользования - по основным заболеваниям. Технологию приготовления лечебных средств из дикорастущих, садовых и огородных растений, продуктов питания, соков, лекарственных чаев другого имеющегося под рукой сырья. Nar-lekar.ru не претендует на исчерпывающую информацию и полноту того ценного опыта, что был накоплен народной медициной в течение многих столетий. Его цель - помочь больным поправить здоровье, а тем, кто не нуждается в лечении, поддерживать хорошую физическую форму, работоспособность, душевное равновесие, хорошее здоровье и настроение.

Публикации на сайте не должны приниматься, как рекомендации пациентам по самостоятельному лечению и диагностированию каких-либо болезней.
При перепечатке материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна. (C) 2010 All Rights Reserved